Рекомендуем

Достижение цели в три шага Бесплатный курс
Достижение цели в три шага
Как мотивировать и вдохновлять людей Бесплатный курс
Как мотивировать и вдохновлять людей
Управление эмоциями Самоучитель
Управление эмоциями


Бесплатные вебинары


Выразить свое мнение
В чем вы хотели бы прокачаться в первую очередь?
Эффективность
38.8%

Мотивация
21.3%

Переговоры
20.8%

Лидерство
19.1%

Главная / Статьи и материалы / Коучинг / Коучинг. Стадии развития.

Коучинг. Стадии развития.

«Коуч» - слово венгерского происхождения, получило распространение в Англии в ХVI веке, означало «повозку». Во второй половине ХIХ века  английские студенты называли так частных репетиторов. В начале девяностых годов ХIХ века «коуч» прочно входит в спортивную лексику как название тренера. Постепенно  значение переносится на любую деятельность, связанную с консультированием. И уже в 70-х годах ХХ века в США появляются первые «коучи».

Зарубежные авторы  выделяют 7 фаз развития коучинга:

   1. С 70 до середины 80-х – фаза «происхождения», США
   2. Середина 80-х – «распространение», США
   3. Середина 80-х –«всплеск»,  Германия
   4. Конец 80-х в Германии –«системное развитие персонала»
   5. Начало 90-х в Европе и США – фаза «дифференциации»
   6. Середина/конец 90-х в Европе и Америке - «популяризация»
   7. С 2002 года–и по сегодняшний день-фаза «углубленной профессионализации».

Чтобы понять, на каком уровне развития находится коучинг сегодня в России, я хочу рассказать о каждом этапе более подробно.

Итак, первая фаза - «происхождение» (70-80 годы, Америка)

Первоначально в американском менеджменте коучинг означал  ничто иное как целенаправленную  и ориентированную на развитие работу руководителя со своими подчиненными. Каждый сотрудник должен был достигать своей профессиональной и личностной зрелости в рамках своей предметной компетенции под чутким руководством своего начальника, который, умело используя мотивационный компонент, способствовал успешному выполнению производственных задач и, иногда, карьерному росту самого подчиненного. Такая форма вполне соответствовала духу времени, царящему в тот период в Америке.

Вторая фаза - «распространение»

В середине 80-х постепенно  расширяется применение коучинга в карьере  молодых талантливых работников через сопровождение их высокопозиционирующими опытными менеджерами, которые ни в коем случае не являются их прямыми руководителями. Хотя подрастающим «талантам» и уделяется много внимания и их карьерный путь направляется в нужное русло, но это явление не перерастает  в систему, а постепенно перерождается   в наставничество или менторство.

Третья фаза - «всплеск»

То, что началось в США на среднем уровне, в середине 80-х перекочевало в Германию сразу на уровень топ-менеджмента и превратилось из коучинга через руководителя в консультирование топов исключительно внешними коучами по специфическим темам: конфликты на топ-уровне  в кругу коллег,  собственные проблемы в руководстве подчиненными, вопросы стратегии, но также и личные интересы , напр. проблемы в супружестве или проблемы взаимоотношения с окружающими. Коуч должен был помочь осознать своему клиенту его мировосприятие, особенности его коммуникативного стиля, сильные и слабые стороны личности. До этого периода руководители высшего эшелона еще не получали  в таком объеме прямой обратной связи, которая бы способствовала улучшению их социального влияния в бизнесе. Специально отобранная палитра тем и налет эксклюзивности одарили этот вариант коучинга огромным вниманием среди общественности и в сфере  консультационных услуг. Все это привело к тому, что в исключительно короткое время ключевые идеи коучинга становятся чрезвычайно популярны.

Это были начальные фазы развития и выражение коучинга в Германии. В США вариант внешнего психологического консультирования для топ-менеджеров оставался до конца 80-х почти невостребованным, но спустя несколько лет вернулся в полном объеме на «родину».

Четвертая фаза - «системное развитие персонала»

Коучингом занимались не только коучи, приглашенные извне, но и внутрифирменные отделы персонала и развития. Долгое время  эти две группы находились в противостоянии, обсуждая, какие темы для руководства соответствуют стилю коучинга, а какие нет.

Если коучинг проводил отдел развития, то целевой группой долгое время оставалась средняя и низшая прослойка менеджмента. Роль персонального коуча при этом отводилась непосредственному руководителю, призванному развивать своих подопечных, для чего и проводились семинары по коучингу   внутри фирмы.

Наконец, в 90-х годах обе группы достигли мира и согласия и утвердили коучинг в различных вариантах и образах действия как способ развития всех уровней руководства. Для топ-менеджмента индивидуальный и командный коучинг стал важнейшим инструментом для раскрытия личного потенциала.

Постепенно определились и преимущественно систематизировались вопросы, какие темы должны стоять в центре внимания коучинга, в каких случаях можно использовать коучинг и кто должен рассматриваться  как коуч и как клиент.

Пятая фаза - «дифференциация»

Итак, в 90-х годах коучинг достиг  заслуженного успеха. Первые «битвы» за концепты, методы, темы, направления и происхождение были позади. Все больше  коучинг стал применяться в различных вариантах, с новым значением, содержанием и конкретными процедурами. Групповой коучинг в ходе семинаров использовался как «сила» группы для глубокого  консультирования отдельного участника  через коллективный  feedback (ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ). Каждый тренинг личностного роста – совершенно в духе времени - мог тоже  называться коучингом. Это облагораживало собственный образ действий и давало каждому, кто в этом принимал участие, чувство возвышенной ответственности.

Коучинг  превратился  в своем ключевом понятии во всеобщую глубокую ориентированную на психологию методику  консультирования. Его стали использовать как и в отдельных случаях, так и в процессах изменения на фирмах как форму личностной поддержки для высшего менеджмента. Область применения и используемые методики на этой фазе разрослись так стремительно, что их обзор не представляется возможным в рамках данной статьи.

Шестая фаза - «популяризация»

После того, как коучинг был так уважаем у топ-менеджмента, после того как коучинг доказал неслучайность своего успеха и высокого статуса, после всего этого он вдруг  очень быстро стал словом-контейнером, которое употреблял каждый и по любому поводу. Даже классическое организационное консультирование мутировало в коучинг. Появился «ТV-коучинг», «дансинг-коучинг», «астрологический коучинг» и т.д. и т.п.

Седьмая фаза - «углубленная профессионализация»

С 2002 года в коучинге начинают выделяться целевые группы и методически дифференцированное применение; повышаются требования качества в практике; начинается   стандартизация в  обучении; растет интенсивность в исследованиях; организуются  международные конгрессы и встречи; появляются «юные» коучи, последователи первой волны; создаются интернет-банки данных коучей и сообщества коучей, которые обсуждают между собой содержание, методику, стандарты и вопросы качества. Коучинг выходит на научный уровень, начинает разрабатываться собственная методология и инструментарий.

Элеонора Сандуленко
Коуч, бизнес-тренер “FBK”
ред. Егор Булыгин

Источник: www.4coach.ru
опубликовано на NLPING.ru 12.12.2007

Оценить:


Лучшие материалы раздела "Коучинг"

Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте



Рекомендуем

Жмите, чтобы получить доступ