Три валюты не считая денег
Эта статья предназначена в первую очередь для руководителей и директоров, однако инструментами, описанными ниже могут также пользоваться и все, кто работает с людьми.
Даже самым лучшим сотрудникам повышать зарплату до бесконечности невозможно, и в какой-то момент появляется риск, что другие компании могут переманить лучших сотрудников. Что можно сделать, чтобы удержать ценные кадры у себя в компании? Деньги, это не единственная ценность, которая нужна людям. Есть не менее (а иногда и более) ценные виды валют, инвестиции которых, сделанные в ваших людей, многократно окупаются прибылью компании. Эти валюты: внимание, забота и признание. Вот как их можно использовать.
Если в вашем подчинении работает немного людей, соберите всех. Если много - составьте список ключевых сотрудников и обратитесь в первую очередь к ним. Не забудьте о тех, кто в вашей организации относится к первичной референтной группе - тем, к чьему мнению в первую очередь прислушиваются все остальные.
Познакомьтесь с каждым из них лично и распросите их: что им нравится, и что им не нравится в их работе и в самой компании в целом. Спросите их, что они, зная обстановку изнутри, могли бы порекомендовать улучшить в компании или попросить лично для себя. Постарайтесь сделать разговор как можно менее формальным - тогда вы получите намного больше ценной информации. Спросите, чем вы можете им помочь и запишите под их диктовку то, что им нужно. Именно запишите под диктовку - это даст намного больший эффект, чем просто внимательное слушание. Сам факт того, что вы - их начальник - записываете на бумагу их потребности и просьбы, уже стоит не меньше, чем выполнение этих просьб.
Так вы инвестируете свое внимание в ваших людей и получите огромный кредит их доверия лично к вам. После этого постарайтесь действительно выполнить хотя бы несколько из записанных просьб, чтобы окупить полученный кредит валютой заботы. (Возможно кому-то, чтобы он перестал думать об увольнении, нужно просто заменить старый монитор на жидкокристалический из-за слабого зрения - врач посоветовал. А кому-то нужен просто один электрический чайник на весь отдел, чтобы не тратить рабочее время на беготню к соседям. О таких деталях вы можете узнать только от них.)
Если вы поможете им в мелочах, в качестве компенсации вы получите исполнительность и преданность ваших людей компании на порядок выше, чем это было прежде. Делая так хотя бы раз в пол года, вы станете лучшим шефом из всех, с кем работали ваши люди, а ваша компания станет для них теплой и уютной, как дом.
А хотите, чтобы ваши сотрудники молились на вас и благодарили бога за то, что они имеют честь с вами работать? Нет, зарплату платить им, конечно, придется :) Начните инвестировать в ваших людей валюту признания. Каждый раз, когда кто-то действительно сделал что-то хорошо, оцените его работу публично. Не на собрании, а просто в присутствии людей, прямо в рабочей обстановке. Как бы между делом. Будьте уверены, в следующий раз он сделает это еще лучше, потому что вы только что наполнили его работу самым важным для него смыслом. Люди живут и работают для того, чтобы быть нужными и полезными другим, и неформальное признание - это самый верный способ показать им, что они нужны.
И вместе с этим, чтобы быть самым лучшим босом, соблюдайте еще одно очень важное правило: никогда не ругайте людей публично. Если кто-то из ваших сотрудников провинился, вы можете спустить на него всех собак, но только так, чтобы этого никто не видел и не слышал. Этим вы покажете, что даже наказывая человека, вы уважаете его достоинство и не уничтожаете его. В ответ за это будут уважать вас. Не как начальника, а как хорошего человека, а это стоит намного больше.
Так вы можете использовать три общечеловеческие валюты, которые невозможно выразить в деньгах: внимание, заботу и признание. Но также помните и о том, что когда валюты на рынке становиться слишком много - ее курс падает. :) Имейте это ввиду.
Эти простые правила уже давно используются в наиболее успешных крупных западных компаниях. Внедрите их в корпоративную культуру своей компании и производительность ваших людей заметно возрастет. Только не позволяйте своим людям слишком долго засиживаться на работе после окончания рабочего дня - "прогоняйте" их домой. :) Это, кстати, еще один хороший прием. :)
Егор Булыгин,
тренер НЛП
16.01.2006