Рекомендуем

Достижение цели в три шага Бесплатный курс
Достижение цели в три шага
Как мотивировать и вдохновлять людей Бесплатный курс
Как мотивировать и вдохновлять людей
Управление эмоциями Самоучитель
Управление эмоциями


Бесплатные вебинары


Выразить свое мнение
В чем вы хотели бы прокачаться в первую очередь?








Главная / Статьи и материалы / Практическая психология / Мысли вслух о том, что мы слышим и о тех кто слышит нас

Мысли вслух о том, что мы слышим и о тех кто слышит нас

Мой голос останется с вами…
Милтон Эриксон

В последнее время большинство людей, приходящих на курс НЛП-практик уже имеют начальное представление о предмете, в том числе о репрезентативных системах (иногда они ещё называются модальностями). Спасибо литературе по НЛП, которая, надо сказать, в наши дни стала намного доступнее, чем некоторое время назад, а также рассказам друзей, родственников и знакомых, прошедших или проходящих обучение на курсах НЛП о том, чем мы там занимаемся.

Для остальных же в начале, наверное, следует сообщить, что вообще-то НЛП – очень многогранная штука, и одна из интереснейших, на мой взгляд, граней, это то, что не в последнюю очередь данная область знаний является эпистемиологией, то есть наукой, изучающей, как устроен человеческий опыт, и систематически исследующей возможности человеческого познания. Кстати, достаточно долго в западных традициях эпистемиология считалась эзотерической дисциплиной, то есть имела отношение в большей степени к мистике, чем к науке. Но что есть мистика, если не что-то пока что просто не постигнутое с точки зрения науки? Представляете, как бы описал свой опыт человек, ну, скажем так, из четырнадцатого-пятнадцатого века, оказавшись вдруг в нашей эпохе?

Так вот, опыт наш кодируется как раз в этих самых репрезентативных системах. Они потому так и называются, что создают репрезентации пережитых событий, которые кодируются в глубинах бессознательного в виде образов, звуков и ощущений.

В самом начале изучения НЛП студенты узнают, что у разных людей одна из этих самых репрезентативных систем может быть ведущей, и, в соответствии с этим, человек, по терминологии НЛП, может быть визуалом, аудиалом либо кинестетиком. Конечно, чаще всего происходит так, что у одного и того же человека в разных контекстах ведущей будут являться разные модальности, но иногда люди бывают просто потрясающе привержены какой-либо одной, своей "самой любимой" репрезентативной системе.

Моя мама, что называется, "глубокий кинестетик". Конечно, я это выяснил (или, по терминологии НЛП, откалибровал) ещё после прохождения первой ступени курса НЛП-Практик, но тем не менее недавно был просто потрясён, НАСКОЛЬКО глубокий :). В тот день она попросила меня, чтобы я её подвёз на машине по каким-то её делам. Вообще это происходит не каждый день, но достаточно регулярно. Кроме того, мы, бывает, ездим на дачу на моей машине, которая у меня уже год. И вот мы выходим из подъезда, подходим к автомобилю и вдруг мама и говорит: "Ой, а он у тебя вишнёвый!" :)

То есть представляете, какое количество информации из окружающего мира проходит мимо ваших "фильтров внимания", если какая-либо из репрезентативных систем "выстреливает" намного чаще других!

Когда я серьёзно начал заниматься такой интересной областью человеческого применения как НЛП, то очень быстро понял, какой качественный скачок в развитии своей эффективности получает человек, у которого все репрезентативные системы работают сбалансировано – ведь он получает и обрабатывает информацию по всем каналам сразу! Этому навыку уделяется огромное внимание с первого же дня обучения. У меня до знакомства с НЛП, как у большинства людей на русскоговорящем пространстве, во многих контекстах преобладала визуально-кинестетическая синестезия, то есть, другими словами, чаще всего в фокус внимания попадали зрительные образы и ощущения. По нашей статистике людей с такими "предпочтениями" в нашей культуре действительно большинство. А значит, аудиальной репрезентативной системе в процессе обучения пришлось уделять особое внимание, и сколько открытий чудных ждало на этом пути!

Наш мир постоянно наполнен самыми разными звуками. Чтобы убедиться в этом, просто прислушайтесь прямо сейчас, какие звуки вас окружают? Постарайтесь заметить все-все-все, вплоть до едва различимых.

Большинство из них проходит мимо сознательного фокуса внимания, но бессознательное-то всё фиксирует, уж поверьте, мы это сколько раз проверяли!

Следовательно, при коммуникации, огромное значение будет иметь то, как звучит Ваш голос. Умело используя его характеристики (громкость, тембр, темп речи и т.д.), Вы сможете передавать колоссальное количество невербальных сигналов, которые чаще всего будут оставаться незамеченными для сознания – оно обычно сильно увлечено содержанием, то есть вербальной составляющей, а как известно, невербально мы транслируем намного больше информации, чем вербально.

Безусловно, будут иметь значение и другие невербальные сигналы, например, визуальные – как Вы выглядите, жестикулируете, используете мимику и так далее. Но, во-первых, эти сигналы осознаются намного быстрее: визуальная система так устроена, она очень "быстрая", не зря же у нас "по одёжке" именно встречают. Во-вторых, в наши дни огромное количество коммуникаций происходит по телефону – собеседник не виден, зато слышен. Ну а про то, какие возможности аудиальная модальность предоставляет мужчинам, я лучше промолчу, скажу только, что то, что женщины любят ушами, – медицинский, как говорится, факт :).

В общем, в жизни есть масса контекстов, в которых при наличии навыка управления своим голосом можно буквально творить чудеса.

Умение эффективно работать голосом, используя огромное количество предоставляемых им возможностей – козырная карта при управлении состоянием (своим и собеседника), использовании внушений (какое же НЛП без манипуляций-то? :) ), выступлении на аудитории и т.д.

Конечно, в небольшой статье непросто описать все возможности, которые могут открыться. Если уделить достаточное внимание аудиальной системе вообще и своему голосу в частности. Как любит говорить один маститый коллега, "это тема для отдельного тренинга" :). Однако, некоторые основные моменты, которым следует уделить внимание можно отметить.

Всем известно, что основным инструментом речи являются голосовые связки, но то, что в человеческом теле есть и другие резонаторы, влияющие на то, как звучит наш голос, пожалуй, известно в основном лишь специалистам. К ним относятся нёбо и ротовая полость, лобные пазухи, грудная клетка. Так вот, если вам необходимо долго говорить, используйте "грудной" голос. Меньше устанете, да и доверие аудитории, не важно, большой или маленькой, будет выше.

Ещё один инструмент работы с голосом. Не зависимо от того, насколько длительно Ваше выступление, если в нём есть моменты, в которых Вам необходимо подчеркнуть смысл, – их можно интонационно выделить, немного понизив голос и чуть-чуть уменьшив громкость, а если перейдёте на шёпот, то это вообще придаст вашим словам иллюзию глубочайшего смысла! Отдельные "ключевые" слова можно выделять, делая на них ударение или выдерживая едва заметную паузу перед ними.

Также полезным навыком является использование ритмов в речи. Ведь известно, что ритм, как правило, людей захватывает, завораживает. При этом если ритмично варьировать высоту голоса (даже незначительно), то смысл вашей фразы с большой вероятностью вложится непосредственно в подсознание слушателя!

А ещё есть фоносемантика – интереснейшая область знаний о том, как различные звуки, используемые в словах, бессознательно ассоциируются с различными эмоциями…

Кроме того, не секрет, что речь непосредственно связана с дыханием, ну а дыхание в свою очередь – мощнейший инструмент управления состоянием. Для меня стало ещё одним потрясающим открытием, что входить в оптимальное для того или иного контекста состояние можно достаточно легко, просто «подобрав» соответствующий голос.

Если вы решите поиграть с аудиальной репрезентативной системой и начнёте следить за своим голосом, то можете быть уверены, что эти навыки, как и другие, достаточно быстро станут проявляться автоматически. Результаты, я уверен, Вас приятно удивят.

Вы заметили, что в предыдущей фразе также присутствует ритм, напоминающий стихотворный? Это ещё маленькая "хитрость", часто используемая профессионалами в области эриксоновского гипноза, помогающая повысить эффект внушения…… :)

Хочется озвучить ещё кое-что важное, касающееся того, как мы говорим.

В самом начале мы констатировали, что в наши дни литература по НЛП стала намного доступнее. На семинарах, особенно в начале обучения, студенты часто задают вопрос о том, какую литературу можно порекомендовать. Раньше я отвечал, что читайте любые книги, если считаете, что это необходимо, читайте как дополнение к тренингам. К сожалению, книги, предоставляя информацию (часто весьма полезную) имеют мало шансов дать достаточное количество навыков, для формирования и развития которых необходим процесс тренинга. Но однажды я услышал, как Сергей Анатольевич Горин высказал в ответ на аналогичный вопрос замечательную мысль: читайте толковый словарь русского языка и хорошую художественную литературу! Может показаться, что это была шутка – но даже если так, то в каждой шутке, как известно, есть доля не то истины, не то шутки :). Ведь кроме невербальной, вторая важная часть любого сообщения в любой коммуникации – вербальная, и Ваш богатый словарный запас – это ещё одна Ваша козырная карта!

Сергей Колесник,
тренер НЛП
iatnlp@mail.ru
опубликовано на NLPING.ru 29.06.2007

Оценить:


Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте



Рекомендуем

Жмите, чтобы получить доступ