Рекомендуем

Достижение цели в три шага Бесплатный курс
Достижение цели в три шага
Как мотивировать и вдохновлять людей Бесплатный курс
Как мотивировать и вдохновлять людей
Управление эмоциями Самоучитель
Управление эмоциями


Бесплатные вебинары


Выразить свое мнение
В чем вы хотели бы прокачаться в первую очередь?








Главная / Статьи и материалы / Эволюция разума / Профиль развития человека

Профиль развития человека

"Хороших" и "плохих" людей не бывает

С опытом это становится окончательно ясно. Просто кто-то может быть недостаточно развит в каком-то жизненном аспекте, что-то не понимать, и потому порой вытворять что-то такое, что нам очень не нравится. И если это не в первый раз, мы можем начать считать его "плохим человеком".

Но точно также и мы можем быть в чем-то не очень развиты, и местами можем что-нибудь не понимать и вести себя не совсем так, как следовало бы. А бывает и так, что в каких-то моментах мы вообще конкретно клиним… (давайте честно, практически с каждым из нас такое хотя бы раз да было). И кому-то это наше поведение тоже может не нравиться. Но мы же от этого не становимся "плохими" людьми, не так ли?

Поэтому полезно отделять поведение человека от его личности - личность одна, а поведений у нее может быть много и разных.

Все мы когда-то и когда-нибудь…

Все мы когда-то находились на более низких уровнях развития и когда-нибудь будем находиться на более высоких. И, соответственно, на каждый момент жизни каждый человек одновременно выше кого-то и ниже кого-то в своих способностях и своем самовыражении. Так получилось, потому что это путь - путь эволюции, по которому мы, как живые существа, не можем не идти, раз уж живем, и каждый из нас находится на каком-то из этапов этого пути.

И еще один важный момент. На каком бы этапе мы не находились в данный момент, стоит уважать все этапы, ведь в каждом общении не только мы у кого-то учимся, но и кто-то учится у нас, и помогая ему научиться, мы таким образом закрепляем то, чему недавно научились сами. …А потом, кто знает - может этот мальчик, которому мы помогаем сейчас перейти через дорогу, через двадцать лет поможет нашему ребенку устроиться на хорошую работу. Говорят "мир тесен", но точнее будет - мир целостен.

Не существует единого пути

Нет одного правильного пути развития для всех, измерить всех по одной линейке - кто на каком этапе развития - невозможно. Сейчас поясню, как так получилось.

Есть общее направление развития - пробуждение человека от земного состояния сознания к божественному, или еще говорят - просветление. И определены даже его фазы, являющиеся, по сути, этапами нашего самоосознания в ходе пробуждения: тело - эмоции - ум - душа - дух. То есть, по мере своего развития мы сначала осознаем себя как тело (совсем в детстве), а затем понимаем, что у нас есть тело, а мы есть нечто большее. Проходит время, и в какой-то момент мы точно также осознаем свои эмоции как свою составляющую, затем свой ум… и если не останавливаемся на уровне чуть выше среднего, то затем душу и дух. Таковы основные этапы развития человека. И каждый раз чтобы перейти на новый этап, нам нужно стать им, а то, чем мы были раньше - осознать, как свою составляющую. Таковы основные шаги.

Но сам путь развития (и пробуждения) у каждого человека будет совершенно уникальным. Потому что человек, во-первых, является существом сложным (как система), а во-вторых - социальным (то есть живет в такой же сложной системе как он сам). И это накладывает на него жизненную необходимость развиваться во многих областях одновременно. Ну а так как исходные условия жизни (окружение, культура и т.д.) и внутренняя организация (анатомия, психология и т.д.) у каждого человека разные, каждый в чем-то будет развит больше, а в чем-то меньше. И если взять и выделить определенные линии развития и составить профиль развития человека на данный момент, каждый из нас будет обладать уникальным срезом линий развития (см. рисунок).

Пример профиля развития человека

Линии развития человека

Сразу стоит отметить, что по большому счету, эта модель - тоже довольно грубое упрощение действительности, но, в любом случае более объективное, чем "единая линейка". Кроме того, такая модель Профиля развития человека является "сборно-разборной" - ее всегда можно дополнить новыми линиями развития или заменить какие-либо из них на более объективные.

Применений у модели Профиля развития человека может быть множество (все типичные сферы применения психологии: терапевтическая диагностика, подбор кадров, создание мотивации, оценка совместимости, командообразование и т.д.). Но самое главное применение - понять для самого себя свои сильные стороны, и определить те, которые нужно развивать (это может сделать каждый без всяких тестов, просто честно отметив, то, что ему соответствует). Стоит только учитывать, что по каждой линии развития бывают пиковые переживания высших уровней, периодические падения в низшие уровни, и есть типичный наиболее постоянный уровень. Полезно видеть весь диапазон колебания, но учитывать стоит тот уровень, который выражается наиболее часто.


Линии развития

На сегодняшний день психологами описано множество исследованных линий развития, но я приведу здесь только самые важные из тех, которые удалось описать более менее доступно не вдаваясь в особо изощренную терминологию. Некоторые линии развития будут приведены в упрощенном виде и с поясняющими дополнениями.


Моральное осознание

Линия морального развития описана Кеном Уилбером на основе принципов морального суждения (Кольберг) и заботы (Джиллиген) через расширения самотождественности "Я". В таком виде понимание этапов морального развития более доступно и практично, хотя сами принципы морального суждения по Кольбергу в них не очевидны (магическое желание, наказание/повиновение, наивный гедонизм, одобрение со стороны других, закон и порядок, преимущественные права, социальное соглашение, универсально-этическое, универсально-духовное).

Человек относится к тем, с кем отождествляется, как к самому себе. Если он отождествляется только с самим собой (как маленькие дети), он относится к другим эгоистично. Если он отождествляется со своими друзьями и семьей, он относится к ним с заботой (но в основном только к ним). Если он отождествляется со своей страной, он относится к своим согражданам, как к соотечественникам (других он может не рассматривать, как "своих").

Если он отождествляется со всем человечеством, он относится ко всем людям справедливо и непредвзято, вне зависимости от их расы, цвета кожи, пола или вероисповедания. Исчезает деление на "своих" и "чужих", а так же мировоззренческая позиция, позволяющая получить что-то за счет другого.

Если человек отождествляется со всем Космосом, то он относится ко всем существам с уважением и добротой, потому что понимает, что все они совершенные проявления одного и того же Духа, которым является так же и он сам.

1. Эгоцентрический уровень - Я
2. Социоцентрический уровень - Мы  (как семья, общество, страна, нация)
3. Мироцентрический уровень - Все мы (все люди без исключения)
4. Шаманский или йогический уровень (мистик, шаман, йог) - Все существа (на этой земле без исключения)
5. Уровень Бодхисаттвы (святой) - Вообще все существа (во всех мирах)
6. Уровень Будды (просветленный) - Вся проявленная и непроявленная реальность.


Ценности (мировоззрение)

Мировоззрение человека во многом определяется его системой ценностей. Наиболее удобная и точная иерархия системы ценностей представлена в модели Спиральной динамики Дона Бека и Криса Кована, построенной на основе оригинальных идей Клэра Грэйвза. Для удобства каждый уровень дополнительно обозначен цветом, однако прямой связи с цветом уровни не имеют.
 
1. Бежевый (инстинктивный) - выживание, удовлетворение нужд, продолжение рода, удовлетворение инстинктивных желаний
2. Фиолетовый (анимистический) - уважение природных духов, почитание предков, защита от вреда, семейные связи, традиции и ритуалы
3. Красный (эгоцентричный) - сила/власть/действие, самоутверждение, эгоцентризм, желание доминировать над другими, контроль, чувственные удовольствия
4. Синий (абсолютистский) - стабильность/порядок, конформизм, послушание во имя будущей награды, значение, цель, определенность
5. Оранжевый (многогранный) - возможность/успех, соревнование ради результата, влияние, независимость
6. Зеленый (реалистичный) - гармония/любовь, союз ради взаимного развития, сотрудничество, спонтанность, согласие, сознание, чувство принадлежности
7. Желтый (системный) - независимость/достоинство, быть частью живой системы, самореализация, знание, хорошие вопросы, интегральность, гибкость
8. Голубой (целостный) - мировое сообщество/жизненная сила, коллективное сознание, сохранение жизни на Земле, приспособление к реальности, целостность, взаимосвязанность


Потребности (мотивация)

Данная линия развития представлена Кеном Уилбером и во многом совпадает с концепцией потребностей Абрахама Маслоу (пища/одежда/жилье, безопасность, секс/любовь/дружба/принадлежность к группе, уважение и престиж, самовыражение и самореализация). Уилбер предложил рассматривать потребности человека в системе взаимодействия человека с окружащим миром. В таком представлении потребности становятся процессами обмена, в которых человек начинает нуждаться по мере своего роста и развития.

1. Материальный обмен - пища, вещи, труд.
2. Эмоциональный обмен - секс, безопасность-власть, признание, забота
3. Ментальный обмен - информация, знания (навыки), членство, дискурс, само-рефлексивный обмен, автономный обмен
4. Душевный обмен - психическое видение, общение с Богом, единение с Богом
5. Духовный обмен - тождественность с Духом, самореализация


Когнитивное развитие

Когнитивная линия развития представлена мной в упрощенном варианте на основе сводного описания этой линии у Плотина, Уилбера и Пиаже. Когнитвное развитие отражает наши способности к познанию.

1. Сенсомоторный уровень - ощущение, восприятие
2. Эмоциональный уровень - побуждение, эмоция, образ, допонятийный ум
3. Репрезентирующий уровень ума - символ, понятие, мнение
4. Конкретно-операционный уровень ума - понимание социальных правил и ролей
5. Формально-операционный уровень ума - формальное мышление, логические способности
6. Постформальный уровень ума - зрительно-логическое мышление, восприятие множества перспектив, поливалентная логика, понимание системы систем
7. Высший ум (над-ум) - психическое мышление, видение, мировая душа


Эмоции

Линия развития эмоций отражает весь спектр чувств - от базовых ощущений (предшествующий им уровень реакций был исключен) до самых сложных эмоций и чувства "одного вкуса", возникающего за пределами двойственного мира. Эта линия эмоций предложена Кеном Уилбером.

1. Ощущения и физиологические состояния - прикосновение, температура, удовольствие, боль
2. Протоэмоции - напряженность, страх, ярость, удовлетворение
3. Эмоции уровня понятийного мышления - тревога, гнев, желание, приязнь, безопастность
4. Эмоции уровня мышления правил и ролей - любовь, радость, подавленность, ненависть, принадлежность
5. Эмоции уровня формального и зрительно-логического мышления - универсальный аффект, глобальная справедливость, забота, сострадание, всечеловеческая любовь, мироцентричный альтруизм
6. Эмоции психического уровня - благоговение, восторг, любовь ко всем живым существам, сострадание
7. Эмоции тонкого уровня - ананда, экстаз, любовь-благословение, святость
8. Эмоции каузального уровня - бесконечная свобода, освобождение, бодхисаттвическое сострадание
9. Эмоции недвойственного уровня - один вкус

(по мотивам материалов книги "Интегральная психология" Кена Уилбера)

Егор Булыгин
25.05.2007

Оценить:


Комментарии Facebook

Комментарии Вконтакте



Рекомендуем

Жмите, чтобы получить доступ