Составляющие успеха
В чем бы мы ни хотели достичь успеха, всегда важно помнить про баланс двух его составляющих: фокусировке на результате и состоянии “потока”. Почему?
Большинству людей свойственно быть более эффективным в чем-то одном из этого. Это связано с устройством наших метапрограмм - в НЛП и в коучинге так называются глубинные фильтры восприятия, определяющие фокусы внимания и стиль мышления человека. Метапрограммы “результат” и “процесс” радикально отличаются друг от друга по целому комплексу характеристик, и, в каком-то смысле, являются противоположными полюсами друг друга. И, соответственно, люди, по ходу своего развития от младенчества до зрелости, естественным образом осваивают один из этих “полюсов”, и лишь поверхностно - другой.
Чтобы понять, почему именно обе метапрограммы важны для успешности в жизни (а не какая-то одна из них, например), давайте познакомимся с каждой из них подробнее. Я опишу крайние варианты, но давайте думать об этой паре метапрограмм, как о шкале с двумя полюсами.
“Результатники”
Для этих людей “сетка координат”, по которой они ориентируются во всем, что они делают и о чем думают, выражена в результатах. Достигнутых (опыт, портфолио) и желанных (цели). Процессы для них либо не существуют вовсе, либо существуют как нечто постороннее и на уровне последней важности. У этих людей, как правило, все очень хорошо с постановкой реалистичных целей, определением их критериев и контролем. Среди них больше встречается тех, кто достиг успеха в делах и в работе, потому что успех для них конкретен и измерим.
Их позитивная мотивация строится на получении удовольствия от достижения результата, а негативная - на страхе его не достичь (или негативном результате), и это прекрасно работает для них в качестве стимула. Для “результатников” не существует слова “делать”, они говорят “сделать”. Однако, сам путь к результату не всегда приносит им радость, так как в большинстве случаев они воспринимают его как работу, которую нужно сделать. Это добавляет существенную ложку дегтя в их бочку меда - радость в жизни для них это порой мимолетные моменты побед, между которыми длятся долгие рабочие будни.
“Процессники”
Люди, которые мыслят в категориях процессов могут сказать “сделать”, но в итоге они будут все-таки “делать”. Результат для них, это другая форма процесса, и в тех случаях, когда нужно получить результат, они будут его получать.
Инструкция “копать от забора и до обеда” для них проста и логична, а постановка цели для них, определение ее критериев и контроль - это параллельный мир. Им намного проще делать что-то, когда перед ними уже есть четкая поставленная задача, а за достижением ими результата тоже кто-то следит. Если можно еще и не иметь никакой ответственности за результат - то вообще замечательно! ;)
Но зато они очень хороши в процессе. Если дело им по-настоящему нравится и они увлеклись им, то они входят в состояние “потока”, и весь остальной мир для них исчезает. Исчезают даже они сами, как делатели, и остается чистое делание.... Здесь начинается искусство. Но оценить шедевр можно будет только потом, а сейчас, в процессе их несет на волне творчества и воодушевления, они растворяются потоке реализации и могут быть невероятно искусны и очень красивы в работе. Делать что-то с любовью - это их воздух.
Но иногда они так увлекаются, что проскакивают через результат, и когда он уже давным давно достигнут, продолжают увлеченно что-то делать, совершенно не заботясь о том что они делают и для чего. Да это для них и не важно, важен кайф от самого процесса! Иногда, правда, они проскакивают мимо результата, и, выполнив очень много работы, замечают что основной результат так и не был достигнут. Поэтому для них очень важен контроль за критериями результата.
Позитивной мотивацией для них является удовольствие от самого процесса или интерес к делу, который иногда может быть выражен через возможность творчески проявиться в нем, найдя свой способ реализации. А так же ей могут быть отношения в команде, работающей над задачей.
Негативной мотивацией для них является то плохое, что происходит прямо сейчас (или может происходить, если они не будут делать что-либо). Поэтому их не сильно впечатляет дэдлайн завтра, и не пугает, если он был вчера. Но они могут быть очень эффективны, когда начальство дает им почувствовать (а так же увидеть и услышать), что дедлайн наступает прямо сейчас.
Однако стоит помнить, что так как “процессники” включены в процесс и находятся как бы внутри него (в отличии от “результатников”, которые большую часть времени диссоциированы от процессов, как бы смотрят на них со стороны), негативная мотивация для “процессников” оказывается в разы более болезненной, нежели для “результатников”. Сильно пришибленный негативной мотивацией “процессник” может просто оказаться физически не способным к дальнейшей работе, пока кто-нибудь его не вытащит из процесса переживания, так что использовать негативную мотивацию для "процессников" стоит очень осторожно и крайне редко.
Составляющие успеха и их тренировка
Очевидно, что в работе “результатники” и “процессники” очень хорошо дополняют друг друга. Первые, как правило, стоят на руководящих и контролирующих постах, а вторые - на исполнительных. В этом сила человеческого сотрудничества - каждый привносит в команду свои сильные стороны, и если люди в команде подобраны правильно, то работать в ней будет комфортно и интересно, а результаты команды будут невероятными!
Однако, что делать в тех случаях, когда твоя работа такова, что выполнить ее можешь только ты сам?
Если какая-то метапрограмма нам свойственна с детства, это не значит, что мы не можем развить в себе другую. Человек изначально создан природой так, что развитие для него, это естественный процесс, а новые навыки - необходимое условие для успеха. Помните, мы говорили о том, что метапрограммы “результат” и “процесс” - это два полюса одной шкалы? Так вот, по мере своего развития человек не смещается по этой шкале, а как бы расширяет свое пространство на ней, осваивая новые навыки и закрепляя их опытом. В рамках шкалы, это выглядит как рост занимаемого пространства.
Возникает вопрос - как можно развивать в себе эти метапрограммы?
Метапрограмма "результат" развивается тренировкой навыка постановки цели и контроля ее достижения. Четыре базовых коуч-вопроса помогут тренировать в себе этот навык:
- Что я хочу получить? (фокус на результат)
- Как я пойму, что получил это? (критерии)
- Почему для меня это важно? (прояснение цели цели и мотивации)
- Что мне для этого нужно сделать? (планирование)
Метапрограмма "процесс" развивается тренировкой состояния "потока". Для этого годится любая творческая активность, в которой максимально проявляется ваша спонтанность, и есть все возможности для того, чтобы расслабиться и полностью отпустить себя. Необходимо полное отсутствие контроля и стопроцентное доверие себе. Этого легче достичь, если поставить себе цель просто как "потанцевать для самого себя", "покататься" или "порисовать". Лучшие упражнения для развития этого состояния на уровне физиологии, это игры Нового Кода НЛП, Латихан и Прогулка во "втором" внимании*.
______________________________________________
* из применяемых на тренинге "Коммуникация с бессознательным".