Сказка про креативного менеджера
Жил был креативный менеджер. Менеджер как менеджер, ничем особо не выделялся из толпы. Работал в большой корпорации и немного дружил с генеральным директором. Он мужик хороший был - все с ним немного дружили.
И была у нашего менеджера мечта - он хотел стать начальником отдела. Пусть даже не очень большого, но чтобы своего собственного. Захаживал он с этой мечтой и к генеральному - как говорится, сам не попросишь, тебе и не предложат. И говорил ему обычно так:
- Ну мне хотя бы мааааленький отдельчик! Хотя бы в три человечка! Я бы тогда такие великие проекты создавал бы!
А генеральный ему на это отвечал обычно так:
- Дорогой мой друг! Иногда самое малое приводит тебя к самому большему. Если, конечно, это самое малое является самым главным.
Но креативный менеджер не понимал всей глубины стратегической мудрости старшего товарища. И потому генеральный повторял ему уже проще:
- Вот будет у тебя свой великий проект, будет и отдел.
И тогда наш менеджер шел на свое рабочее место, садился за свой рабочий стол, и изо всех сил начинал придумывать великий проект. Но вместо великих идей его голову наполняла великая тупка, а в лучшем случае - великая пустота. А затем рутина дел захватывала все его внимание, и он снова терялся в водовороте рабочих будней.
И тут вдруг объявили, что в Другой Стране планируется мегаконференция по креативным идеям. И что на этой мегаконеференции выступит известнейший супергуру всех креативщиков. И не просто выступит, а раскроет все могучие секреты. Вот прям абсолютно все, и что самое главное - совершенно бесплатно. Ну, то есть, не совсем бесплатно, конечно, а фирма оплачивает. Там где-то по бартеру все как-то зачитывается… в общем, корпоративная халява.
И, естественно, все креативные менеджеры компании едут туда, что называется, с надеждой на счастье и без вариантов. Ну и наш креативный менеджер тоже, разумеется собрался. “Вот,” - думает, “Фортануло-то наконец! Сейчас я наберусь у супергуру суперстратегий и могучих секретов, и тогда точно забабахаю какой-нибудь мегагениальный проектище! И получу свой отдел! И может быть даже не в три человека, а в четыре. Или даже в пять!”
Собрался он, значит, на конференцию. Одел лучший костюм и новые туфли с лощеными шнурками. Галстук, как полагается. Вышел заранее, чтобы точно не опоздать. И на пол дороги понял, что времени у него лишнего часа с два есть. Зашел в кафешку перекусить, прошелся по улице погулять, с прошлыми неуспехами типа попрощаться. Постоял у развала книжечки полистать. Да заговорился непринужденно с продавцом на тему креативной литературы, в поисках книжек известного мегагуру, к которому он ехал.
Дедок - лоточник, общительный такой оказался. Протянул ему маленькую книжечку в бирюзовом переплете, с каким-то банальным цветочком на обложке.
- Здесь, - говорит лоточник, - есть все, что тебе нужно. Всего пять правил креативности за смешные двадцать баксов.
- А чего так дорого? - Удивился креативный менеджер. - По целых четыре доллара за правило? Да и переплетик какой-то простенький за такие деньги… ну и накручиваете вы тут однако!
- Да ты не понял, молодой человек, - отвечает ему дедок добродушно, - это пять самых главных правил креативности. С ними ты создашь все что захочешь!
- А чего тогда так дешево? - Снова впал в критику менеджер. - Все, все, все что я хочу, и всего за двадцать баксов?!
“Где-то он меня разводит.” - Подумал креативный менеджер.
“Не там ищет.” - Подумал дедок-лоточник.
- Ну как такое вообще возможно? - Спросил креативный менеджер лоточника. - Что бы пять правил дали мне все-все, что я хочу? Да хоть по сотне баксов за правило я заплачу, такое невозможно!
- Иногда самое малое приводит тебя к самому большему. - Ответил ему на это дедок лоточник. И не стал его ни в чем убеждать.
Поторговались они еще немного чисто ради общения, но дедок цену не сбросил. Сказал, что и так мало этих книжек осталось. Да и менеджер наш не дал слабину - не то чтобы денег было жалко, чисто из принципа не купил. А потом вдруг вспомнил, что самолет у него скоро в Другую Страну, и бежать бы ему уже пора, да очень быстро!
И он побежал, ругаясь про себя на дедка, что тот заболтал его. Поймал машину за кучу денег (главное ведь успеть!), да встал в пробку. Выскочил из машины, прыгнул в метро, побежал по эскалатору… Но тут его лощеные шнурки на новых туфлях развязались и так зацепились за чью-то сумку, что много людей попадало и все на него ругаться стали. Кое-как успокоив граждан, дав кому-то компенсацию в долларах за попорченные вещи, он снова помчался в аэропорт.
Затем его попыталась подвести электричка, которая уходила, как назло, точно по расписанию, и его не хотели пускать в вагон… он проявил креативность, дал мужикам в вагоне нормально денег, и те дернули стоп-кран.
В общем, доехал он в аэропорт точь-в-точь вовремя, чтобы сесть на самолет. Но на паспортном контроле обнаружил, что забыл дома паспорт, и тут обломался окончательно.
Первый раз в жизни он пожалел, что у него нет пистолета с единственным патроном, так как иных способов быстро облегчить свои страдания он не видел. Пока в его поле зрения не попался бар…
Изрядно напившись прямо в аэропорту, он отправился обратно в город. Но домой идти не хотелось, и наш менеджер решил слегка прогуляться. Автопилот повел его знакомой дорогой, и в какой-то момент его окликнул знакомый голос…
- Все-таки вернулись за книжкой?
Так как наш креативный менеджер был не дурак, такое совпаденьице заставило его крепко задуматься. “Наверно это знак!” - проскочила в его голове единственная трезвая мысль, и он решил все-таки купить странную книжку у настырного продавца.
- Вот, держите, специально для вас приберег. Последняя оставалась. Но я как чувствовал, что придете. - Дедок протянул ему изрядно потертый экземпляр, который уже кто-то конкретно читал. Но менеджер даже не заметил таких мелочей на фоне своей глобальной потери. Кинул книжку в портфель, и через пять минут забыл про нее.
А на следующей неделе делать в офисе было совершенно нечего… Все уехали на мегаконференцию, о чем говорить? И для того чтобы хоть как-то отвлечься, он решил пролистать книжечку.
Эпиграф ее гласил: “Иногда самое малое приводит тебя к самому большему.” А дальше шли простые практические советы, часть из которых ему были даже знакомы. Но несколько приемов были такими неожиданными, что вызвали у него серьезный интерес. Он даже решил их прямо тут и попробовать - благо никого не было.
И только он их попробовал, как в его голову пришла гениальная идея, которая через три минуты вылилась в грандиозные проект! “Вот оно!” - подумал креативный менеджер, и начал зарисовывать схемы, да записывать планы…
Когда все сотрудники компании вернулись, так в дверях и встали. Весь офис был увешен какими-то схемами, большой флипчарт изрисован, а сам менеджер стоял у компьютера и звал всех на презентацию. Ну и генерального, разумеется, в первую очередь.
За три минуты он заставил их забыть обо всем, еще за пять минут он влюбил их в свою идею, и еще за десять минут вызвал у них страстное желание работать с ним в команде.
Генеральный был в восторге и уже подсчитывал в уме прибыль. А девушки вдруг как-то по-новому стали смотреть на него…
И тут директор отдела логистики спрашивает:
- А как вы решите проблему такую-то, да еще чтобы то-то и то-то было не ой-ой-ой? Ведь у вас тут совсем ай-ай-ай выходит!
Все посмотрели - и действительно: полный ай-ай-ай…
Менеджер аж расстроился. Такой был проект! Но он был не лыком шит, и вообще прокачанный малый, так что сразу взял быка за рога:
- Вот вы, - говорит, - дорогие друзья и коллеги, только что были на мегаконференции. И общались с самим супергуру. Что он вам сказал, как надо решать такие вопросы?
- Ой, он столько всего сказал! - Затараторили из толпы - Мы теперь целый год это переваривать будем! И внедрять, кончно же! Мы такие проекты насоздаем, что огого! И часть уже даже создали!
- Это все, конечно, здорово. - Ответил наш менеджер. - Но как он советовал вам решать вот такие проблемы, как эта?
И тут все задумались. Но никто ничего подходящего сразу так и не вспомнил.
- Что, совсем совсем ничего не сказал? - Удивился менеджер. - Ну должен же он был хоть что-то сказать про ситуации такого типа? Он же супергуру!
- Да он сказал, что-то - вспомнил один из коллег, - что-то вроде того, что иногда самое малое может создать самое главное.
- И что же это за самое малое?
- Не помню... - ответил молодой человек. - И замолчал.
И все замолчали. И стали с укором смотреть на креативного менеджера. Мол, чего-то ты тут на нашего супергуру бочку катишь - твой проект, ты и придумывай, как решать проблему.
В зале повисла страшная тишина. Дело пахло полным провалом и жутким позором.
И тут одна девушка из соседнего отдела сказала:
- Он сказал еще что-то вроде того, что когда он только начинал, у него было пять каких-то креативных правил, которые помогали ему решить любую проблему. В каком бы тупике он не находился.
- Да, да, подхватил парень из отдела производства. Говорил, что узнал их из книжки своего учителя, какого-то очень мудрого старца. В прошлом великого психолога, который в какой-то момент прозрел и познал истину.
- Да, было такое… - подключился финансовый директор. Эта истина, говорил мэтр, настолько просветлила его учителя, что он записал ее в пять ключевых правил. С помощью них любой человек может найти креативное решение для всего что угодно. И тогда он записал их и издал маленькую книжечку скромным тиражом, чтобы люди сохранили это знание. А затем оставил этот суетной мир и куда-то делся.
- Поговаривают, что вроде стал обычным уличным торговцем с лотка. - Снова включился парень из отдела производства. - Типа счастье в этом обрел. Странный, в общем, какой-то…
- А что за книжка-то? - Спросил перебив его менеджер.
- Незнаю, - ответил парень, - он нам рекомендовал ее, но никто записать не успел, столько всего было…
- Какая-то маленькая, в бирюзовом переплете и желтым рисунком на обложке... - Добавила девушка из соседнего отдела.
И тут могучий инсайт озарил сознание нашего менеджера. Не став дослушивть никого, он бросился к своему столу, достал купленную у дедка потертую книжечку, и, на глазах у изумленной аудитории, начал быстро листать ее страницы. Затем не глядя на ошарашенных коллег, он выполнил все пять правил и взглянул на проблему логистики.
И осенило его как он может решить эту проблему совершенно нестандартным, но очень простым способом. Причем, вообще в три копейки стоимостью. Нарисовал он на доске свое решение и у всех аж челюсть отвисла! Ведь это была самая главная проблема для болшинства проектов компании, и такое очевидное решение было у нее! Ну как они его не замечали раньше!
Обрадовались люди несказанно. Похвалили нашего креативного менеджера. Дали ему должность хорошую, людей в подчинение и много денег. Счастлив стал менеджер и три дня праздновал это со всей корпорацией. А потом еще три дня со всеми друзьями своими и родственниками. Ну и про дедка того чудного не забыл. Ведь уж кто-кто, а он заслуживал благодарности в первую очередь! Не продай он ему свою книжку тогда, не было бы у менеджера такого счастья. Так что хорошо он решил его отблагодарить, по-честному.
И вот приходит наш креативный менеджер к знакомому развалу, находит знакомое лицо и дарит ему торжественно бутылку самого лучшего виски, коробку самых лучших сигар и что-то еще очень очень классное, завернутое в коробку с ленточкой.
- Ну, говорит, дедок, похоже моя книжка помогла тебе добиться успеха.
- Да, говорит, креативный менеджер, еще как! …А еще я знаю, кто вы на самом деле.
- Да? - как бы удивился дедок. - Ну что ж, пойдем тогда это дело отметим твоим подарком прямо сейчас.
И, махнув какому-то верзиле рукой, повел нашего менеджера к припаркованому неподалеку лимузину….
Егор Булыгин
30.04.2010 г.
P.S. Как говорится, сказка ложь, да в ней… куча намеков ;) И, кстати, вот один из них.